8 июля отмечают удивительный и древний праздник в честь супружеской пары Петра и Февронии, покровителей семьи. Праздник старинный: в народе Петра и Февронию из Мурома считали святыми задолго до 1547 года, когда Церковь узаконила эту традицию. С 2008 года день памяти святых начали отмечать как День семьи, любви и верности, а после подписания указа президентом, праздник стал официальным. Но почему из всего множества русских святых именно Петр и Феврония олицетворяют в народном сознании семейное счастье? Дело в том, что отношения княжеского сына Петра и простой крестьянки Февронии — яркий пример любви, преданности и самопожертвования, тех качеств, без которых не построить счастливой семьи. Обычно о жизни святого и его духовном подвиге мы узнаем из его жития, но история Петра и Февронии исключение. Источник здесь «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в середине XVI века церковным писателем Ермолаем. Монашеское имя автора — Еразм, а вот фамилия его нам неизвестна: сам себя он называл Прегрешным. История Петра и Февронии, изустно ходившая в народе с XII века, вдохновила Ермолая-Еразма на настоящий бестселлер — повесть расходилась по России огромным количеством списков (до наших дней их дошло более 300!). Читая произведение сегодня, надо помнить, что любовь, приключения и даже мистика — только верхний слой шедевра. Книга полна глубочайших богословских символов, которые для наших предков были очевидны. Давайте и мы в них разберемся. Так что же мы узнаем, прочитав нашу повесть? Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Ермолай-Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол. Скептик воспримет такое начало как сказку и будет неправ. Это в XX веке любая патология, в том числе и в интимной сфере, имеет свое название. Язык XVI века был гораздо целомудреннее, зато он фиксировал духовную суть отклонений от нормы, считая их «посещением змия, дьявола», что мудро, потому что сам человек в этом случае отделяется от своего болезненного состояния. Итак, только наш герой Петр смог распознать дьявола и сразил его мечом. Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел — по телу его пошли язвы. Здесь опять перед нами символ: борьба со злом — а именно со злом в лице змия-дьявола сражался Петр — небезопасна, наш герой в этой битве мог и сам «приразиться к злу». Если знать, что древний глагол «приразиться» родственен слову «заразиться», смысл случившегося с Петром во время этой битвы станет ясен. Никто не мог излечить Петра, и только Феврония пообещала ему помочь, но при условии, что он женится на ней. Не веря в то, что из этого что-либо выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Феврония, хоть и была дочерью простого древолаза — ее отец собирал мед диких пчел, обладала даром целительства. Петр выздоровел, но, как это бывает, жениться не спешил. Тогда болезнь вернулась к нему снова. Тут уж Петр медлить не стал, и супруги зажили счастливо. Вскоре умер Павел, и Петру предстояло стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Петр остался с Февроньей, а та, обладая даром прозорливости, утешала мужа, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре вскоре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и позвали Петра назад. Петр и Феврония «управляли градом со праведливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии». Интересен такой эпизод, описанный Ермолаем-Еразмом. Как-то Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей настойчивые знаки внимания. Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой и отпить из каждой. Воспылавший страстью боярин отпил, а Феврония спросила его, есть ли в воде разница. «Нет, вкус один», — отвечал ухажер. «Так же одинаково и женское естество, напрасно ты забыл жену и думаешь о другой», — отвечала Феврония. В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг и завещали, чтобы их положили в один двойной каменный гроб с перегородкой. Вот как рассказывает Ермолай-Еразм об их кончине. Почувствовав приближение смерти, Петр послал к Февронии гонца со словами: «Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: «Подожди еще, не окончила я работы». Но Петр торопил: «Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…» Тогда, на третий раз, Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух: в один день и час с мужем. Но на этом чудеса не кончились. Зная, что Петр и Феврония приняли монашество, глупые горожане решили, что негоже им, монахам, лежать в гробу рядом, и положили каждого в отдельный гроб, причем поставили их в разных церквях. Но наутро обнаружили оба тела рядом в каменном гробу. Посчитав это недоразумением, горожане на ночь перенесли тела назад, но на следующее утро опять нашли их вместе. После этого никто уже не посмел разлучать Петра и Февронию. «Фантастика», — заявит скептик. Нет, прозрачный символ, иллюстрирующий библейскую истину «муж и жена плоть едина». И ни люди, ни расстояния, ни даже смерть не могут разлучить любящих.